История печати на тканях

Что было вначале и с чего все начиналось

Вначале была не печать, а было просто крашение тканей. Но, прежде чем красить, надо ведь найти чем красить и где это взять? Предки наши брали все от матушки природы. Пробовали, экспериментировали, и находили то, что надо. Правда, от старинных способов изготовления красителей технолог современной текстильной фабрики упал бы в обморок.

Вот, взять хотя бы красный цвет. Например, наш знаменитый российский червонный (слово-то какое красивое) делался из особых червячков – кошенилей, которых на Руси называли червецами. Отсюда и название: червонный. Червячки эти, живущие в корнях клубники и ежевики, вырабатывают карминовую кислоту, имеющую ярко-красный цвет, разумеется, в микроскопических дозах, и потому для создания всего 100 грамм красителя надо было передавить их и высушить, не много не мало, полторы тысячи! Причем только самок! (Как-то их умудрялись различать). Вот они какие милашки.

А вот в Италии самым почитаемым красным был Тирийский пурпур. Тамошние текстильщики тоже были не лыком шиты. Придумали делать этот цвет из улиток-багрянок. Не повезло улиткам... На килограмм красителя этих несчастных созданий шло примерно 10 000. Знатный получался пурпур.

Но, конечно, были рецепты и попроще. Например, для окраса ткани в синий цвет прекрасно подошла черника. Красит так, что не отстирать потом ничем, это, наверное, каждый знает...

В составе растений было найдено множество стойких красителей всевозможных оттенков. Красить научились и разрисовывать тоже, но роспись по ткани – это слишком медленно. Печатать надо.

Распространение получили два главных способа нанесения узора

Первый этап у обоих технологий полотняной печати заключался в следующем. На плоскости деревянной заготовки вырезался рельефный рисунок с изображением, как правило, растительного орнамента. Получался своего рода штамп, содержащий часть рисунка, ныне называемый паттерном, который затем будет повторяться и составит тем самым сплошной узор. На Руси штампы эти получили название "манера". Для создания многоцветного рисунка манеры делались отдельно под каждый цвет. Для того, чтобы манера не разбухала от красителя, она пропитывалась маслом. Вот, она манера какая.

Ура. Штамп есть. А наносить узор с его помощью придумали двумя способами. Первый – простой. На поверхность рисунка наносится краситель, после чего манера накладывалась на расправленное полотно, при том, что оно должно было быть белого или светлого оттенка. Для того, чтобы рисунок пропечатался лучше, по манере ударяли специальной колотушкой, отчего данный способ печати и получил свое название "набивка тканей". Вот на этой старинной гравюре мы как раз и видим мастера, набивающего рисунок на тканевое полотно. В одной руке манера, в другой молоток.

Второй способ – такой. На манеру наносится не краситель, а специальная смесь, на основе воска. После набивки рисунка этим воском полотно опускается в чан с красителем. Краситель впитывается в полотно насквозь везде, кроме узора, нанесенного воском. Потом воск выпаривают и полотно сушится. Готово. Рисунок на ткани напечатался за счет окраса фона.

Чан, в котором окрашивалась ткань, на Руси называлась кубом. Отсюда и пошло название такого способа кубовая набойка. Продержалась эта технология с 12 века аж до 1930-х годов. А, выглядело такое полотно даже по современным меркам вполне себе симпатично.

Самые древние манеры имели довольно простенькие узоры, но со временем они усложнились. Резчики достигли виртуозного мастерства. К резьбе стали добавлять вставки из металлических полос и специальных гвоздиков, также дающих отпечатки мелким горошком, называемым пико.

Мастера красильщики имели собственные секреты и конечно не передавали их кому попало. В каждой мастерской имелся так называемый "узорник", иначе называемый "заказником". Это большой холст, с назначением, как сейчас бы сказали, рекламного образца, на котором были сделаны отпечатки всех манер с номерами возле каждой. Такой "узорник" выставлялся на базаре или ярмарке, и по нему принимались заказы на печать того или иного орнамента. Заказчик передавал мастеру рулон своего домотканого полотна с указанием номера узора, который ему понравился. Через какое-то время получал готовую ткань.

Ну почти, как и нынче: "Нашел я тут ваш сайт в Интернете... На ткани значит печатаете... Вот вам мой сатинчик, напечатайте мне на нем вот этот файл, да чтобы было готово вчера!" – "Да без проблем, давайте его сюда. НАПЕЧАТАЕМ.".

Оформить заказ